Интернет журнал InterneR IT-ЖУРНАЛ: ИНТЕРНЕТ, ГАДЖЕТЫ, ТЕХНОЛОГИИ


24Окт/07Off

Первые каталоги сайтов

VLib - Виртуальная Библиотека.

Самым первым каталогом сайтов, или скорее каталогом ссылок, принято считать Виртуальную Библиотеку, созданную создателем HTML и отцом основателем Всемирной Паутины - Тимом Бернерс-Ли. Подробнее о нем вы можете прочитать в опубликованной ранее статье.

В отличие от коммерческих каталогов, этот каталог заполняется свободной конфедерацией добровольцев, которые стараются наполнить этот каталог ссылками на страницы посвященные специфическим областям, в которых они опытны. И по сей день этот сайт можно смело назвать самым авторитетным специализированным каталогом в Интернет.

Следующим каталогом, достойным нашего внимания является директория EINet Galaxy

Galaxy

Web каталог EINet Galaxy появился в январе в 1994. Он был организован почти так же, как и сегодняшние каталоги сайтов. Основной причиной того, что EINet Galaxy стал успешным, было то, что этот каталог использовал технологии Gopher и Telnet в дополнение к собственной системе поиска.

Gopher — сетевой протокол распределённого поиска и передачи документов, бывший широко распространённым в Интернете до изобретения Всемирной паутины (World Wide Web). Протокол предназначался для предоставления доступа к документам в Интернет, но имел меньше возможностей чем WWW и впоследствии был полностью замещён им.

Протокол gopher имеет более жёсткую структуру размещения информации, очень похожую на структуру каталогов в файловой системе, которая состоит из вложенных друг в друга каталогов и файлов. Текстовая структура ссылок позволила очень быстро находить нужную информацию используя текстовые терминалы, в основном в университетах.
Протокол основан на клиент-серверной технологии, за ним закреплён 70 порт TCP. После того как клиент установит TCP-подключение с сервером, он посылает строку (заканчивающуюся CR LF), которая содержит запрос на нужный документ либо пустую строку для получения первой страницы сайта.

Сервер отвечает и закрывает соединение. Каталог состоит из последовательности строк, в которых указывается что можно из него получить. Строки содержат пять полей разделённых табуляцией и заканчивающихся CR LF.

Размеры глобальной сети в то время, а речь идет о начале 1994 года, на самом деле были настолько малы, что по большому счету, особой нужды в каталогах сайтов тогда не было, но идея EINet Galaxy оказалась популярной, и вслед за этим сайтом в интернете стали появляться и другие веб-каталоги.

Каталог Yahoo!

В апреле 1994 Дэвид Фило и Джерри Янг создали Каталог Yahoo! (Yahoo! Directory) как коллекцию своих любимых веб страниц. Так как рос список ссылок, им пришлось переделать его, после чего он стал доступным для поиска справочником.

Что ставило каталоги того времени на ступень выше поисковых машин так это то, что они обеспечивали внятное, написанное человеком описание каждого сайта. Со временем Справочник Yahoo! расширялся. Компания стала брать плату с коммерческих сайтов за включение их в состав своей директории.

С течением времени плата за это повышалась. Текущая стоимость составляет 299 долларов США в год. Многие информационные сайты до сих пор добавляются в каталог Yahoo! бесплатно.

DMOZ - Open Directory Project

На сегодняшний день, пожалуй самый авторитетный некоммерческий каталог в интернет.

В 1998 году Рич Скрента вместе с небольшой группой друзей создал ODP - Открытый каталог. Первоначально проект был известен, как Gnuhoo, NewHoo или ZURL. Это каталог, известный также как DMOZ (от одного из своих первых доменных имен - directory.mozilla.org, является самым большим мультиязычным интернет каталогом ресурсов сети интернет, который почти полностью управлялся группой редакторов-добровольцев.

За все время существования, в этом проекте приняли участие более 75 000 добровольных редакторов, а более 7 000 из них активно работают и в текущий момент.

Открытой каталог получил признание и известность среди вебмастеров, на волне разочарования, которое они испытывали, не будучи принятыми в Каталог Yahoo!. В ноябре 1998 года DMOZ был приобретен компанией Netscape. Позднее в этом же месяце, компания AOL заявила о намерении купить Netscape за 4.5 млн. долларов США на бирже.

Подробную, развернутую статью об этом каталоге вы можете прочитать в Wiki

Специализированные каталоги

Создать действительно хороший и нужный пользователям общетематический каталог очень сложно. Еще сложнее содержать его, и поддерживать качество предоставляемой информации на должном уровне. По этому размер и качество каталогов резко снижается, после того как вы просмотрите первую десятку основных общетематических каталогов в сети.

Но в сети существует и множество более мелких каталогов, направленных на конкретную сферу бизнеса или тематику, или ограниченных региональным признаком. Хороший пример такого каталога это сайт Business.com – каталог сайтов бизнес тематики.

Looksmart

Последним каталогом, о котором я сегодня расскажу станет каталог Looksmart. Он был основан в 1995 году. Создатели этого каталога соревновались со справочником Yahoo! В 2002 Looksmart трансформировался в PPC (Pay Per Click) систему, смысл которой состоял в том, что с владельцев сайтов, представленных в этом каталоге взималась плата за переход по ссылке, ведущей на их сайт.

Это вызвало серьезную потерю доверия к этому каталогу со стороны пользователей, хотя это и позволяло им процветать, сотрудничая с порталом MSN. Проблема заключалась в том, что Looksmart стал слишком зависеть от MSN, и в 2003 году, когда компания Майкрософт объявила о том, что они разошлись с Looksmart, это окончательно убило бизнес-модель этого каталога.

В марте 2002 Looksmart купил поисковую систему WiseNut, но это приобретение так и не принесло существенной прибыли. В 1998 Looksmart пробовал расширить свой справочник, купив некоммерческую директорию Zeal за 20 млн. долларов США, но 28 марта 2006 Looksmart закрыл этот каталог и в настоящее время надеется управлять информационным потоком, используя сервис социальных закладок Furl.

Читайте в следующем выпуске: Поисковые системы против каталогов сайтов.

Комментарии (4) Пинги (4)
  1. Замечательный обзор, я как раз такой искал! Спасибо за своевременное внимание к теме!

  2. а как же каталог яндекса

  3. Про Galaxy впервые прочитал. Теперь понятно кто стал зачинщиком каталогов.

  4. Я все не как не могу понять за что платить 4.5 млн. долларов США ?


Оставить комментарий

Вы должны войти в систему чтобы публиковать комментарии.